Мультики, развивающие речь ребёнка: правила логопедической анимации
Индустрия детской анимации ежегодно предлагает огромное количество мультипликационных новинок. Тематические каналы транслируют мультсериалы в режиме нон-стоп. Задача родителей и тех, кто работает с детьми – из всего многообразия выбрать развивающие мультики, которые поспособствуют формированию речи у детей. Не менее важно исключить из просмотра анимацию, снижающую желание учиться говорить и общаться.
Отличие логопедических мультиков от развлекательной анимации
Как понять, будет ли конкретный мультсериал или история полезна ребёнку? Психологи и логопеды сходятся во мнении, что максимально эффективными для детского развития речи показали себя мультики советского образца:
- их сюжет понятен даже в юном возрасте;
- художники аниматоры тщательно прорабатывают артикуляцию главных персонажей;
- в озвучке используется только четкое произношение, подкрепляемое выраженными эмоциональными интонациями;
- нет сложных для детского восприятия элементов «с подтекстом», который маленькие дети распознавать еще не умеют.
Современные мультики, развивающие речь детей, выстраиваются по интерактивному принципу. Персонажи могут не просто показывать пример маленькому зрителю, но нередко обращаются к малышу с просьбой о содействии – «Ребята, давайте все вместе!..». Детей мотивируют повторять звуки, читать слоги, сложить губы трубочкой или высунуть язык. Таким образом, ребёнок вовлекается в анимированный урок, заложенный в сюжет развивающего мультика, учит буквы, воспроизводит звуки, выполняет элементы логопедической гимнастики.
С какого возраста просмотр мультфильмов полезен?
Даже самый качественный развивающий мультик в большинстве случаев будет бесполезен, если ребёнок не достиг возраста 3 лет. В более раннем возрасте речь формируется в процессе непосредственного контакта со взрослыми и подкрепляется за счёт ответных реакций и эмоций. К 3 годам ребёнок:
- понимает простые инструкции, включающие 2 последовательных действия;
- в его словаре уже сформировано порядка 150 – 200 лексем;
- малыш способен составлять предложения из 3 слов и более.
Дети в возрасте 3 лет начинают активно пополнять словарный запас. Они быстро запоминают понравившиеся истории, ритмы и музыку. В этом возрасте развивающие речь мультики воспринимаются малышом осмысленно: он следит за сюжетом, готов выполнять задания персонажа, может делиться впечатлениями об увиденной истории.
Как отличить вредные мультики?
Главный принцип для взрослого: сначала посмотри сам, потом реши – стоит ли смотреть конкретную развивающую анимацию детям. Бебиситтеру необходимо согласовать программу показа мультфильмов с родителями. Особенно важно получить одобрение, когда папа и мама хотят «что-нибудь для развития» без конкретики. Трёхлетки имеют свойство быстро схватывать «зацепившие» слова и обороты. Понравиться может как эмоциональная окраска, так и сам процесс произношения конкретной фразы (например, «Почём лучок»). В этом периоде у детей особенно быстро внедряются слова-паразиты и жаргонная лексика.
Просмотр анимации будет пагубным для развития речи детей, если в мультфильме используются:
- чрезмерно яркие, кислотные цвета;
- резкая смена кадров, за сюжетом сложно следить;
- выраженная агрессия персонажей, нарушение героями моральных норм, применение насилия;
- есть монотонная озвучка, нет чёткого произношения, речь героев невнятная или нарочито дефектная;
- если персонажи используют обороты со скрытым смыслом, иронию, сарказм.
Развивающие речь мультики для детей должны соответствовать возрасту своего зрителя. Быстрая смена кадров, чрезмерная яркость картинки, деструктивные действия на экране перегружают нервную систему малыша, вызывая рост возбуждения и раздражительности.
Сколько времени смотреть развивающие мультики?
По статистике дошкольники 3-6 лет смотрят телевизор до 25 часов в неделю, это примерно 40% активного времени. Рекомендация Всемирной Организации Здравоохранения о лимите в 30 минут практически никем не выполняется.
При создании анимации используются методы «вынужденного внимания». Бесконтрольный просмотр перегружает детскую нервную систему. У детей процессы возбуждения еще преобладают над торможением, им сложно самим оторваться от экрана. Последствиями таких нагрузок, пусть даже и развивающими мультиками, становятся:
- гиперактивность, агрессивное поведение;
- психоэмоциональная зависимость от просмотра анимации;
- торможение развития, отвечающего за речь коркового отдела головного мозга;
- нарушение речи;
- утрата или снижение навыков коммуникации.
Для детей 3-6 лет даже развивающие мультики должны подаваться ограниченно. Трёхлетке достаточно 1 короткометражного мультипликационного фильма в день. Детям 6-7 лет допустимо смотреть мультики 60 минут в день, при этом необходимо, чтобы между эпизодами делались перерывы в 10-15 минут.
Когда смотреть развивающую анимацию?
Специалисты рекомендуют устраивать просмотры мультипликации в первой половине дня. В это время ребёнок активен, способен концентрировать внимание и усваивать информацию. В развивающем мультфильме закладывается достаточно информации и упражнений, требующих от ребёнка серьёзной интеллектуальной работы.
Чтобы вовлечь маленького зрителя, развивающие элементы в мультфильме часто сопровождаются выраженной эмоциональной окраской. Экспрессия вызывает активное возбуждение нервной системы. Так как процессы торможения у маленьких детей еще недостаточно выражены, малыш будет долго успокаиваться. Если няня присматривает за малышом в вечернее время, мультики стоит заменить более спокойным занятием. Так ребёнку будет легче подготовиться ко сну.
Как правильно смотреть развивающие мультики с ребёнком?
Чтобы анимация приносила пользу малышу, родители или ситтер должны обязательно участвовать в просмотре. В выбранном развивающем мультфильме детям должен быть понятен смысл слов, тогда происходит прогрессирование речи и словарного запаса. Взрослый рядом для детей от 3 лет необходим, чтобы по ходу сюжета разъяснять непонятные слова и смыслы, быть эталоном, с которого копируется мимика, жесты, артикуляция. Также для развития речи важна физическая активность, нужно вовлекать малыша в упражнения, танцы по ходу действия сюжета. Самая главная задача – мотивировать ребёнка обсуждать с вами увиденные истории, пересказывать, делиться впечатлениями.