При поддержке:
Комплекс социального развития Москвы
Москва - добрый город
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Моя карьера
ФРИИ
mos.ru
Назад в блог
Как научить ребенка говорить слова быстро, правильно от 1 года до 3
Следующая статья

Как научить ребенка говорить

Не бывает на свете двух одинаковых людей, каждый – личность, даже если он еще совсем маленький. С самого первого момента появления на свет ребенок начинает учиться необходимым функциям, в том числе и говорить. Умение произносить звуки, формировать их в слова, а потом и в предложения приходит к каждому ребенку в разное время, все будет зависеть от индивидуальных особенностей. Уже к 3 годам жизни дети должны уметь уже четко формулировать свои мысли, высказываясь полноценными предложениями.

Речь – важный компонент процесса социальной интеграции и взросления. Каждый родитель с нетерпением ждет от своего ребенка первых звуков, слов. Важно с самого малого возраста уделять внимание развитию речевых навыков и, если обнаруживаются проблемы, решать их.

Не стоит надеяться на то, что ваш ребенок сразу четко заговорит. Физиология маленьких детей устроена таким образом, что, прежде чем произносить членораздельные звуки, слова, они реагируют на звуки из окружающего мира, учатся сочетать мимику с движениями, высказывая собственное мнение. Взрослея, дети учатся произносить определенные звуки, пополняют запас с каждым месяцем жизни, учатся коммуницировать с окружающими. На данном этапе родители должны всячески содействовать процессу, реагировать на отклонения, если они начинают проявляться. Это важно, потому что в первые годы жизни у ребенка должны развиться способности:

  • Воспринимать внешние звуки, различать голоса окружающих.
  • Реагировать на эмоциональный тон собеседника.
  • Вызывать реакции у окружающих на свои слова.
  • Интересоваться новыми словами.
  • Дополнять собственные звуки жестами и мимикой.

Даже если малыш еще совсем не умеет разговаривать, но уже издает звуки и развивает такие способности, значит в будущем из него вырастет интересный собеседник.

Обычно дети начинают издавать осознанные звуки, элементарные слоги, звукосочетания, подражая окружающим, начиная с 9 месяцев. Уже с 18 до 20 месяцев дети учатся выражать собственные мысли в повелительной форме и составлять знакомые слова в простые предложения. В возрасте от 20 до 22 месяцев слова начинают произноситься во множественном числе, а с 22 до 24 месяцев словарный запас должен составлять не менее 300 слов.

Родители должны уделять много внимания каждому этапу, поддерживая его, читая книги, слушая аудиозаписи, проводя беседы, просматривая мультфильмы. Но это не значит, что абсолютно все дети в одном и том же возрасте обязаны разговаривать на одном уровне, здесь все индивидуально. Кто-то начинает раньше, кто-то позже, но в каждом разе считается нормой, если навыки говорить проявляются в возрасте до 2 лет.

Важность научиться говорить вовремя в детском возрасте

Чтобы существовать в социуме полноценно, человек обязан уметь коммуницировать с окружающими. Если некоторую часть информации можно передать собеседнику мимикой и жестами, то большая её часть передается умением, доступным исключительно человеку, которое называется речью.

Гармоничное развитие ребенка непрерывно связано с процессом овладения языковыми способностями. Это умение проявляется постепенно по мере взросления новорожденного, но очень важным, так как именно посредством него получается выразить собственные мысли, правильно дать понятие о своих желаниях, договориться с окружающими.

Интенсивное развитие речи происходит с самого рождения. До 6 лет должна быть заложена та база, на которой будет строиться понятие отношений в обществе навсегда. Какие слова малыш говорит, напрямую связано с интеллектуальным уровнем ребенка, его навыками общения и уровнем социализации. С процессом приобретения новых навыков ребенку справиться самостоятельно крайне сложно, поэтому взрослые обязаны приложить максимум усилий к тому, чтобы помочь малышу овладеть навыком хорошо говорить.

Развитие связной речи – непростой процесс, без которого трудно обойтись на протяжении жизни. Благодаря этой способности дети знакомятся с окружающим миром, учатся общению, ассоциативному мышлению и другим важные способностям. Огромное значение в формировании навыков играют окружение, социализация. От того, что и кого слышит новорожденный вокруг себя, будет зависеть уровень его речевых способностей в будущем, поэтому взрослые должны позаботиться о том, чтобы обеспечить все благоприятные условия, помогая своему ребенку овладеть коммуникацией на высоком уровне.

Процесс развития речи у детей

Как только ребенок появляется на свет, он начинает коммуницировать с внешним миром, окружающими. И с самого первого момента появления на свет у детей начинается развитие речи, отличающийся на каждом этапе.

Изначально процесс приходится на возраст от 1 года до 3 лет. Прежде чем начать говорить с окружающими связными предложениями, ребенок учится выговаривать звуки, слова, понимать окружающих, воспринимать интонацию, следить за мимикой и жестами.

Чтобы на первоначальном этапе помочь малышу, с ним нужно как можно чаще разговаривать, читать книги, комментировать свои действия, смотреть мультфильмы. Родители должны помнить о том, что их ребенок только лишь начинает приобретать навыки, поэтому такие ошибки, как игнорирование некоторых букв в слогах, обобщение понятий, сокращение слов не стоит воспринимать всерьез, но в то же время ненавязчиво объяснять, как делать правильно. На данном этапе большое значение имеет и артикуляция. При разговоре с вами ребенок внимательно следит за мимикой и реагирует на то, куда указывает ваша рука, палец.

Второй год жизни – период, когда дети начинают активно различать интонацию. На этом периоде жизни важно часто разговаривать с ребенком, рассказывать сказки, изменяя голос в зависимости от участников.

Уже в возрасте 2,6 года дети начинают пытаться составлять простые предложения, используя несколько слов, потому что в сознании начинают формироваться закономерности их согласования между собой, понимания разницы между множественным и единственным числом. С этого момента языковой материал становится похож на определенную систему, которая воспринимается ребенком и используется им в момент перехода на следующую стадию.

В возрасте около 3 лет и немного старше ребенок начинает активно осваивать языковой материал, накопленный до этого момента. В этом возрасте малыш знакомится с огромным количеством новых слов и словосочетаний, их форм и значений, классифицируя, распределяя, приспосабливая под себя весь усвоенный запас. На данном этапе часто можно услышать, как дети называют привычные взрослым слова необычно, понятно им самим. Это считается нормой, так ребенку легче говорить, испытывая минимальное напряжение.

На окончательном этапе дошкольного развития усвоение ребенком грамматических норм продолжается. Но на данном этапе ребенок не просто усваивает новое, но и старается говорить правильнее, грамотнее. В этом же возрасте дети начинают осваивать чтение, письмо, что, безусловно, благотворно влияет на речевые навыки.

Какие слова ребенок должен говорить в 1 год и в 3 года?

В 1 году ребенок обычно начинает говорить первые слова, и их количество может варьироваться у разных детей. В этом возрасте малыш может произносить такие слова, как "мама", "папа", "да", "нет", "кот", "собака", "пока", "спасибо", "пошли", "родной", "кошка", "мягкая", "зовут", "улыбается", "кричит" и другие простые слова и звуки.

Когда ребенок достигает 3 лет, его словарь обычно значительно расширяется. На этом этапе ребенок может говорить предложениями и использовать более сложные слова. Вот некоторые слова и фразы, которые ребенок может произносить в 3 года:

  • "Я хочу..."
  • "Я играю с..."
  • "У меня есть..."
  • "Это большой/маленький/красный и т. д."
  • "Как ты зовешься?"
  • "Где это?"
  • "Пожалуйста"
  • "Извините"
  • "Пойдем гулять"
  • "Я не знаю"
  • "Спасибо большое"
  • "Сколько это стоит?"
  • "Что это?"
  • "Скажи мне рассказ"
  • "Мне нравится..."
  • "У меня болит..."
  • "Мама и папа"
  • "Какой это цвет?"
  • "Как я могу это сделать?"
  • "Давай поиграем в..."

Помните, что развитие каждого ребенка индивидуально, и некоторые дети могут говорить более сложные фразы и иметь более обширный словарь, а другие могут быть менее разговорчивыми. Важно поддерживать и стимулировать ребенка в его развитии, общаться с ним и поощрять его использовать слова для выражения своих мыслей и чувств.

Факторы, влияющие на формирование навыков речи

Развитие речи ребенка – сложный процесс, включающий в себя множество аспектов (психологический, лингвистический, педагогический и пр.). Каждый ребенок во время своего взросления проходит разные ступени. Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, различают несколько обобщенных факторов:

  • Социальные. В зависимости от социума, окружающего ребенка с момента его рождения, будет зависеть и уровень его развития.
  • Биологические, действующие на организм еще в период внутриутробной жизни. Как правило, дети, перенесшие мозговые инфекции, травмы, в будущем ощущают на себе отягощенность речевыми нарушениями, физической ослабленности, отставанием ппсихики.
  • Наследственные. Речь родителей и окружающих является образцовой для детей, поэтому, если у взрослых имеются патологии, рекомендуется ограничить их речевое общение.

Избежать риски задержки речевого развития, научить правильно говорить, исключить проявление недостатков рекомендуется специалистами в дошкольном возрасте, активно используя особенности детей:

  • Пластичность мозга. Дети способны быстро, легко переключаться на замечания, преодолевать возникающие трудности, подражать взрослым.
  • Способность превращать обучающий процесс в игровой. В процессе игры дети быстрее достигают успеха.
  • Любовь к звукам и стремление овладеть каждым из них. Уже с самого раннего возраста ребенок способен осознать фонематические нормы, постепенно овладевая ими.
  • Способность быстро усваивать ошибки и стремление исправлять их.

Поддержка детей в приобретении навыков разговора

Воспитать ребенка – сложная задача, требующая от взрослых многих знаний, навыков, умений. Известно множество способов стимулировать детский мозг, применять которые можно как в процессе обучения, так и в игровой форме. Чтобы помочь ребенку как можно быстрее, эффективнее освоить навыки разговорной речи, поддержать его в этом нелегком процессе, рекомендуется:

  • Поощрять детский лепет, относиться к нему, как к полноценному разговору. Жесты и звуки, издаваемые новорожденным, это единственный их способ общения с окружающим миром. Родители не должны игнорировать лепет, а взаимодействовать с ребенком круглосуточно. Слова, которые он услышит за 2 года жизни станут базой его словарного запаса, а в более взрослом возрасте окажут влияние на навыки чтения.
  • Читать вслух. С самого первого момента появления на свет новорожденный способен обучаться. Уже в возрасте 3 месяцев малыши различают звуки, реагируют на интонацию. Читая вслух, показывая картинки и объясняя их значение, вы стимулируете процесс речевого развития малыша, помогаете пополнять его словарный запас.
  • Уметь находить образовательные моменты в повседневных действиях. Для взрослых – рутина, для детей – возможность обучиться новому. Выполняя любое привычное действие, не забывайте комментировать его вслух, это помогает активизировать речевую деятельность обучающегося.
  • Принимать игру всерьез. Игра для детей – эффективный способ обучиться новому. Во время игры они развивают воображение, представляя себя героями, учатся понимать чувства других.
  • Подавать личный пример. До момента, пока ребенок не заговорит, он внимательно изучает выражение лиц, запоминает мимику, считывает эмоции, стараясь пародировать взрослых, поведение и манера разговора которых формируют личность ребенка.

Используя на практике рекомендации, можно увеличить шансы ребенка заговорить как можно быстрее в значительной степени.

Этапы формирования навыков речи у детей от рождения до 3 лет

На протяжении первых 5 лет мозг ребенка находится в стадии активного роста, приобретая языковые и речевые навыки. Основы начинают закладываться в течение первого года жизни, являясь решающими в развитии важных навыков. На протяжении первого года жизни происходит активное созревание речевых областей мозга, он делится на несколько этапов:

  • С рождения до 3 месяцев. Самое первое проявление голоса – крик новорожденного. Сперва он звонкий, продолжительный, но по мере взросления может изменяться, в зависимости от эмоционального состояния. На данном этапе уже можно начинать активизировать развитие, предлагая игрушки разным цветом, издающие разные звуки, играть с ним, общаться.
  • 3-6 месяцев, когда ребенок начинает издавать протяжные, певучие, негромкие звуки, помогающие проявить эмоции. К 5 месяцам проявляется лепет из более сложных сочетаний слогов, ребенок начинает подражать взрослым.
  • 6-10 месяцев. В этом возрасте новых звуков появляется мало, в основном дети повторяют приобретенные ранее, оттачивая мастерство, слушая самих себя. Общаясь с такими ребятишками, взрослые могут заметить, как они начинают активно подражать темпу, интонации, ритму взрослой речи. К 8 месяцам происходит адекватное реагирование на произнесенные окружающими слова, фразы, дети внимательно всматриваются в мимику, присматриваются к жестам.
  • 10 месяцев – 1 год. На данном этапе начинают появляться первые элементарные слова-предложения и к году словарный запас ребенка уже состоит из 8-10 слов типа «кис-кис», «ням-ням».
  • От 1 года до 3 лет – происходит становление активной речи, напрямую связанная с началом ходьбы ребенка. Начиная самостоятельно передвигаться, малыш активно изучает окружающий мир, с которым хочется коммуницировать. Он спрашивает у взрослых, как что называется, начинает повторять услышанное. Элементарная фразовая речь появляется ко 2 году жизни, а к 3 годам начинается употребление простых грамматических конструкций.

Сравнение развития речи у мальчиков и девочек

Девочки превосходят мальчиков в развитии речевых функций. Большое влияние оказывает ускоренный переход слов из пассивного словаря в активный, это касается периода от 1,5 лет. В этом возрасте у девочек наблюдается большая говорливость. В возрасте 18 месяцев девочки знают уже столько слов, сколько мальчики узнают только по достижении ими 22 месяцев. У девочек быстрее растет словарь слов, в то время как у детей противоположного пола, прежде всего, формируется словарь названий действий.

У мальчиков сравнительно рано происходит формирование грамматической речи, но, несмотря на это, говорят они на своем, понятном далеко не каждому, языке. В раннем возрасте девочки, научившись говорить, применяют в речи много прилагательных, в то время как мальчики не проявляют особой внимательности к качеству высказываний, признакам явлений или предметов.

В процессе овладения фразовой речью у детей разного пола различия отсутствуют, наблюдается лишь небольшое опережение девочками на 2-3 месяца. Интересно, что девочки более склонны придавать собственным речевым высказываниям личностный смысл, определят законченную грамматическую форму. Дети же противоположного пола стараются передать окружающим только необходимую информацию, полностью исключая ненужные, по их мнению, детали, чем и объясняется низкая эмоциональность мужской речи.

Методы содействия развитию речи маленьких детей

Многих родителей волнует вопрос, как помочь ребенку научиться говорить. Известны разные методики, приемы, используемые профессионалами, но которые эффективно применять и в домашних условиях:

  • Беседа, диалог. Разговаривая с ребенком, обязательно используйте мимику, жесты, «играйте» с интонацией, задавайте вопросы.
  • Чтение вслух с последующими вопросами о прочитанном. Так ребенку будет проще научиться устанавливать причинно-следственные связи, оценить услышанное.
  • Придумывать рассказы вместе, задавая наводящие вопросы. Так вы поможете ребенку научиться последовательно излагать мысли, расширять словарный запас.
  • Пересказывать прочитанное. В процессе пересказа дети расширяют словарный запас, развивают воображение.
  • Проводить речевые упражнения, помогающие обучить правильному произношению звуков.
  • Развивать мелкую моторику, потому что она тесно связана с работой головного мозга.

Логопеды, педагоги рекомендуют использовать разные методики, комбинировать друг с другом, но при этом следит за сложностью занятий в соответствии с возрастом ребенка.

Знаки нарушений речи у детей и их обнаружение

У некоторых детей в определенном возрасте могут обнаружиться проблемы. Распознают это по определенным признакам:

  • Ребенок не желает обращаться к взрослым, не использует навыки речи, старается все сделать самостоятельно.
  • Не может назвать предметы, словарный запас очень скудный.
  • Нет желания повторять за взрослыми, а если делает это, то с большой неохотой.
  • Дети общаются одинаково плохо с незнакомцами и знакомыми людьми.
  • Окружающие не могут понять детские слова, а сам малыш излишне жестикулирует.
  • Малыш говорит простыми предложениями, отсутствует понятие о прошлом и будущем.
  • Ошибки не замечаются, не исправляются даже после поправки взрослыми.
  • Простые вопросы заводят в тупик.
  • Речь отстает от уровня сверстников.

Наблюдая признаки нарушения, нужно обратиться к врачам и найти комплексный подход к решению проблемы не без активного участия родителей.

Что делать, если малыш все понимает, но не говорит

Если ваш малыш все понимает, но не говорит, необходимо активно поощрять его говорить и создавать условия:

  1. Разговаривайте с ним: Проводите много времени в общении с ребенком. Показывайте интерес к тому, что он говорит или пытается сказать.
  2. Играйтесь в "разговорные игры": Стимулируйте его коммуникативные навыки, задавая вопросы и ожидая ответа. Например, спрашивайте: "Что ты видишь на картинке?" или "Что ты хочешь поесть?"
  3. Читайте книги: Чтение книг способствует развитию речи. Не только читайте, но и обсуждайте содержание книги и спрашивайте ребенка о его мнении.
  4. Моделируйте правильную речь: Если ребенок произносит слова неправильно, покажите ему, как правильно говорить, но делайте это с легкостью и без давления.
  5. Создайте стимулирующее окружение: Обеспечьте доступ к разнообразным игрушкам и предметам, которые могут стать темой для обсуждения и новых слов.
  6. Обращайтесь к логопеду: Если у вас есть беспокойства по поводу развития речи ребенка, обратитесь к специалисту по речевой терапии. Такой эксперт может предложить индивидуальные стратегии и упражнения.
  7. Поощряйте попытки говорить: Поощряйте и хвалите ребенка за его усилия в общении. Важно давать ему понимать, что его голос и его слова важны и ценны.
  8. Не сравнивайте с другими детьми: Помните, что каждый ребенок развивается по-своему, и сравнения с другими детьми могут быть негативными.

Создание стимулирующей и поддерживающей среды, где ребенок чувствует, что его голос важен, поможет ему развивать навыки говорения.

Стратегии при отклонениях

Если вам кажется, что ребенок отстает в развитии речевых навыков от сверстников, обратите внимание на симптомы, ребенок до 3 лет:

  • Не откликается на собственное имя.
  • Не подражает звукам.
  • Не реагирует на просьбы, озвученные простыми, привычными словами.
  • Не реагирует на изменение интонации.
  • Мало говорит, больше использует мимику, жесты для передачи информации.

Для детей старше 3 лет симптоматика:

  • Нет способности пересказать услышанное.
  • Отсутствуют вопросы.
  • Нет желания играть в речевые игры.
  • Речь монотонная, неяркая.
  • Окружающие с трудом понимают, о чем говорит ребенок.
  • Не концентрируется внимание.

Если симптомы «на лицо», откладывать поход к врачу не рекомендуется. Чем раньше начать корректировать речевое развитие, тем больше шансов, что исправить ситуацию получится быстрее, эффективнее.

Что делать, если малыш не может сказать мама папа?

Если ваш малыш не может сказать "мама" и "папа", не переживайте слишком сильно. Важно помнить, что каждый ребенок развивается по-разному, и некоторые начинают говорить позже, чем другие. Вот несколько советов, которые могут вам помочь научить ребенка говорить:

  1. Поддерживайте коммуникацию: Разговаривайте с ребенком чаще. Играйтесь с ним, показывайте на различные предметы и называйте их. Это поможет развивать его слух и восприятие слов.
  2. Читайте книги: Чтение книг с малышом помогает ему услышать новые слова и фразы. Постепенно увеличивайте сложность текстов, начиная с коротких стихов или книг с яркими картинками.
  3. Используйте звукоподражания: Дети обычно любят звукоподражания звуков животных или предметов. Это может заинтересовать их и помочь им начать говорить.
  4. Песни и стихи: Петь песенки и рассказывать стихи тоже полезно для ребенка. Повторяйте слова вместе с ним.
  5. Массаж губ и рта: Иногда дети могут иметь проблемы с мышцами рта, что затрудняет произношение слов. Массаж легких касаний губ и щек может помочь развивать эти мышцы.
  6. Помощь нейролога: Если у вас есть серьезные опасения или ребенок не начинает говорить в течение долгого времени, обратитесь к нейрологу или специалисту по развитию детей для консультации.
  7. Обычные занятия: Не забывайте обычные занятия, такие как еда и игры. Показывайте ребенку различные вещи и называйте их, чтобы он мог учить новые слова.
  8. Вода и здоровье: Обеспечьте здоровый образ жизни для ребенка. Правильное питание и достаточный сон важны для его общего развития.
  9. Мультимедийные ресурсы: Использование образовательных видео и мультфильмов также может быть полезным, но следите, чтобы ребенок не проводил слишком много времени перед экраном.
  10. Стимулируйте интересы: Учтите интересы вашего ребенка. Если он, например, любит машинки или животных, используйте эти темы в разговорах.

Не забывайте, что каждый ребенок развивается по-своему, и важно быть терпеливыми и поддерживающими. Если у вас есть серьезные беспокойства, лучше проконсультируйтесь с врачом или специалистом по развитию детей для более детальной оценки и рекомендаций.

Проведение логопедических занятий

С целью проведения эффективной работы с исправлением проблем важно находить комплексный подход с участием как специалистов, так и родителей. Задача логопеда – подобрать упражнения, провести занятие и научить родителей грамотно выполнять упражнения в домашних условиях. Проводя такие занятия, важно:

  • Превратить их в игру, чтобы ребенку было интересно.
  • Соблюдать режим дня, оставлять время на отдых, прогулки.
  • Не перекладывать обязанности на других членов семьи.
  • Следить за длительностью. Урок не должен продолжаться более 15 минут.
  • Следить за ребенком, не заставлять насильно заниматься, если он не хочет, лучше перенести на другое время.
  • Мотивировать ученика, отмечать его успехи каждый раз.
  • Регулярно проводить артикуляционную гимнастику.
  • Контролировать выполнение заданий по развитию мелкой моторики, но не выполнять вместо ребенка.
  • Не настаивать повторять фразы, слова, предложения, только помогать наводящими вопросами.

Отзывы родителей

Отзыв 1:

Мама: Наш маленький сын в 2 года начал активно развивать свою речь, и мы очень рады этому. Он говорит уже не только "мама" и "папа", но и такие слова, как "машина", "кот", "кукла" и "печка". Каждый день он приносит нам новый сюрприз своей речи и радостно говорит о своих впечатлениях и о том, что он видит вокруг. Это так волнующе слышать, как он становится все более разговорчивым!

Отзыв 2:

Папа: Нашей дочке сейчас 3 года, и ее речь просто удивительная. Она говорит не только по одному слову, но и составляет простые предложения. Она говорит о своих игрушках, о том, что она видит за окном, о своих друзьях в садике. Это так забавно слушать, как она радостно говорит нам свои истории и задает множество вопросов. Развитие ее речи просто поражает, и мы удивлены, как быстро она учится говорить все больше и больше слов!

Отзыв 3:

Мама: Наш малыш только недавно исполнился год, и его первые слова были настоящими подарками для нас. Сначала он начал говорить "мама" и "папа", а затем добавил "кошка" и "дом". Сейчас он радостно говорит нам о своих приключениях, о том, что он берет в руки, и о своих любимых игрушках. Мы с нетерпением ждем, когда он начнет говорить еще больше слов и фраз, потому что для нас каждое новое слово, которое он произносит, - это настоящее чудо!

Выводы

В данной статье рассмотрены важные аспекты развития речи у детей и методы, которые помогут научить ребенка говорить. Развитие речи у малышей - процесс, требующий внимания, терпения и поддержки со стороны родителей и взрослых. Важно понимать, что каждый ребенок развивается индивидуально, и нет единой формулы успеха, но есть ряд ключевых моментов, которые могут помочь в этом процессе.

В начале статьи отмечается, что ребенок должен начать говорить простые слова, такие как "мама" и "папа", в возрасте около 1 года, и к 3 годам его словарь уже должен значительно расшириться. Главным акцентом статьи является необходимость стимулирования речи у ребенка, особенно если он понимает речь, но не произносит слова.

Важно активно общаться с ребенком, играть в "разговорные игры" и поощрять его коммуникацию. Чтение книг также играет важную роль в развитии речи. Родители и взрослые должны создавать стимулирующее окружение, где ребенок имеет возможность говорить и выражать свои мысли.

В статье также подчеркивается важность терпения и поддержки со стороны взрослых. Развитие речи у каждого ребенка индивидуально, и необходимо учитывать его особенности.

В заключении, статья призывает родителей и взрослых продолжать работать над развитием речи у детей, внедряя методы и стратегии, описанные в статье. Это важный этап в развитии малышей, и терпение и поддержка родителей играют ключевую роль в этом процессе.

https://turgenev.ashmanov.com/?t=mf9ae1aad909e09a167d98854b916defd
https://text.ru/antiplagiat/651d67d06a9a5

ГАР 82-93-87

comment-img
Отправить